Большой Авто Словарь (БАС)
Автомобиль (от др.-греч. αυτο — сам и лат. mobilis — движущийся) — самоходное безрельсовое транспортное средство, предназначенное для передвижения по поверхности Земли. Для быстрого и комфортного передвижения автомобилей строят специальные автомагистрали или дороги с твёрдым покрытием. Двухколёсные самоходные транспортные средства, даже с прицепом, а также небольшие трёх- и четырёхколёсные самоходные транспортные средства к автомобилям не относят.
бульдозер — самоходная землеройная машина, представляющая собой гусеничный или колёсный трактор, тягач и т.п. с навесным рабочим органом - криволинейным в сечении отвалом (щитом), расположенным вне базы ходовой части машины. Служит для послойного копания, планировки и перемещения (на расстояние 60-300 м) грунтов, полезных ископаемых, дорожно-строительных и др. материалов при строительстве и ремонте дорог, каналов, гидротехнических и т.п. сооружений.
Различают бульдозер:
•с неповоротным отвалом, установленным перпендикулярно продольной оси базовой машины;
•с поворотным отвалом, который в горизонтальной плоскости можно устанавливать под углом в обе стороны от продольной оси машины или перпендикулярно к ней;
•универсальные с отвалом из двух шарнирно сочленённых половин, устанавливаемых в горизонтальной плоскости под различными углами к продольной оси машины или перпендикулярно к ней (путепрокладчик).
Отвалы всех типов Б. оснащаются механизмами с гидравлическим, канатным или электромеханическим приводом для подъёма - опускания, поворотов в плане, перекосов в поперечной плоскости, наклона вперёд - назад по ходу. Б. снабжаются сменным оборудованием (рыхлителями, откосниками, уширителями, открылками и др.), расширяющим область их применения и повышающим эффективность на отдельных работах.
Немного истории: в 80-х годах XIX века слово бульдозер означало револьвер большого калибра. Затем термин бульдозер стал означать любую серьёзную силу, способную что-либо протолкнуть. А уже в 20-х годах прошлого века, с развитием строительной техники, термином бульдозер стали называть специально оборудованное транспортное средство на основе трактора. Название "бульдозеры" оно получило сначала как прозвище. Изначально бульдозеры изготавливались путем переоснастки сельскохозяйственных тракторов. Чтобы рыть каналы, создавать дамбы, а также выполнять другие землеройные работы, сельскохозяйственные тракторы оборудовались большой толстой металлической пластиной. Эту пластину (получившую позже кривую форму) называют "отвалом". Отвал бульдозера устанавливают на фронте трактора, с целью подталкивания чего-либо (как правило - песка, строительного мусора, угля, опилок, торфа и пр.).
Отвал на фронте трактора обычно бывает 3-х вариантов:
• Прямой отвал бульдозера ("S-отвал") - является коротким и не имеет никакой боковой кривой.
• Универсальный отвал бульдозера ("U-отвал") - является высоким и очень кривым.
• Отвал бульдозера комбинированный ("S-U"-отвал) - среднего размера и искривления.
Бульдозеры - большие и мощные транспортные средства. То, что большинство из них оснащено гусеницами, даёт им возможность передвигаться по бездорожью и через очень грубый ландшафт. Широкая площадь гусениц равномерно распределяет вес бульдозера, препятствуя его увязанию в песчаном или жидком составе грунта. Бульдозеры используют свой собственный вес, чтобы передвигать какие либо тяжелые предметы. Без бульдозеров не обходятся ни одни крупномасштабные строительные работы.
Бульдозеры представляют собой навесное оборудование на базовый гусеничного или пневмоколесного трактора, хотя встречаются и экзотические модели, например на стальных колёсах, включающее отвал с ножами, толкающее устройство в виде брусьев или рамы и систему управления отвалом. Современные бульдозеры являются конструктивно подобными машинами, базовые тракторы и навесное оборудование которых широко унифицированы. Наиболее распространены бульдозеры с неповоротным отвалом, с поворотным отвалом, бульдозеры-рыхлители, а также бульдозеры-погрузчики. Бульдозеры с неповоротными отвалами бывают с жесткими и шарнирными толкающими брусьями. Бульдозер с первого типа оборудован отвалом 1, к которому жестко приварены два толкающих бруса 7, охватывающих снаружи базовый трактор 8. Брусья шарнирно установлены на поперечной балке 6, болтами прикрепленной к раме трактора. Спереди к ней также прикреплен подрамник 5, к которому шарнирно через несущую рамку 2 подвешен один гидроцилиндр 3 двойного действия. К гидроцилиндру подведены два рукава высокого давления 4, которые соединяют его с гидросистемой трактора. Она состоит из гидронасоса, гидрораспределителя, гидробака и гидролиний. Подавая давление масла, развивае-мое гидронасосом, в одну полость гидроцилиндра, поднимают бульдозерный отвал, в другую - опускают его. Отвал в зоне резания грунта оборудован съемными ножами 9. Бульдозер второго типа включает в себя прямоугольные толкающие брусья 7, которые с одной стороны шарнирно с помощью упряжных шарниров 18 связаны с тележками 16 трактора, с другой - универсальными шарнирами - с отвалом 1. Для сохранения определенного положения и резания грунта с минимальными затратами энергии отвал с одной стороны удерживается гидрораскосом 19, с другой - жесткой тягой. Гидрораскос подсоединен к гидросистеме трактора и осуществляет перекос отвала в поперечной плоскости. Бульдозер оборудован двумя гидроцилиндрами 3 подъема - опускания, которые также связаны с гидроприводом трактора. Гидроцилиндрами подъема - опускания 3 отвал устанавливают в нижнее рабочее II, транспортное III и промежуточные положения. В качестве базовой машины может быть использован трактор, тягач или специальное шасси. Двигатель 10 трактора через муфту сцепления 11 или гидротрансформатор приводит в действие коробку передач 13 и задний мост 14. Звездочки 15 передают вращение от двигателя гусеницам 17, которые перемещают всю машину вперед или назад. Кабину 12 размещают преимущественно в задней или в средней части, реже впереди машины у бульдозерного оборудования. Бульдозеры с поворотным отвалом отличаются от бульдозера с неповоротным отвалом тем, что на базовый трактор 5 на упряжных шарнирах 6 крепят охватывающую раму 3. Впереди рамы приварена шаровая опора, на которой установлен отвал 1, поворачиваю-щийся налево или направо по ходу движения машины. По краям отвала располагают толкатели 2, предназначенные для крепления его к охватывающей раме. Переставляя толкатели, устанавливают отвал в правое положение по ходу машины, среднее или левое. В среднем положении отвала бульдозер выполняет такие же работы, как бульдозер с неповоротным отвалом, при боковых положениях отвала засыпают траншеи или очищают снег. Вертикальные перемещения отвала выполняют гидроцилиндрами подъема-опускания 4. Отвал оборудован средними 8 и крайними 7 ножами. Бульдозер-рыхлитель характеризуется тем, что на тракторы, оборудованные бульдозером с неповоротным или поворотным отвалом, сзади навешивают гидравлический однозубый или многозубый рыхлитель. К заднему мосту базового трактора 8 крепят на шпильках опорную раму 7, на которой внизу шарнирно установлена рама 1, а вверху - тяга 5. К тягам шарнирно прикреплена рабочая балка 4 так, что образуется параллелограммный четырехзвенник. По диагонали четырехзвенника установлены гидроцилиндры 6. В рабочей балке за-креплен зуб 3 прямоугольного сечения, на конце которого установлен быстросъемный наконечник 2. Выдвигая шток гидроцилиндра, поднимают рабочую балку и зуб в верхнее положение, втягивая шток - заглубляют рыхлитель в грунт. Благодаря параллелограммному четырех-звеннику зуб перемещается при подъеме по траектории, близкой к вертикали. На тяжелых бульдозерах-рыхлителях применяют рыхлители, у которых вместо верхней тяги устанав-ливают гидроцилиндры, обеспечивающие угловые перемещения рабочей балки и зуба для получения больших разрушающих усилий машин. Бульдозер-погрузчик агрегатируют с колесным трактором или шасси. На базовом тракторе 1 неподвижно закреплена рама 6, представляющая собой две вертикальные на-ружные стойки, жестко соединенные между собой. К раме шарнирно подвешивают стрелу 2. Одна сторона стрелы поднимается и опускается в вертикальной плоскости двумя гидроцилиндрами 5. На противоположном конце стрелы на двух шарнирах прикреплена рамка, которая поворачивается относительно стрелы двумя гидроцилиндрами 3. К рамке крепят бульдозерный отвал, погрузочный ковш или другие виды сменного рабочего оборудования. Так же нужно сказать, что существует множество типов отвалов бульдозеров. Тип отвала напрямую связан с типом рамы крепления бульдозера. Отвалы бывают: для древесной щепы, для мусорных свалок, угольный отвал.
Бульдозеры бывают разных размеров, от совсем маленьких и (2.86т-0.18куб. м), до гигантских: 4. Фирма Liebherr,Германия производит самый большой в мире бульдозер с гидростатическим приводом для горных работ PR 764 Litronic. Этот гигант разрабатывался специально с учетом высоких требований добывающей промышленности. Крепкие и надежные компоненты, такие как устойчивая основная рама коробчатой конструкции, крупноразмерные компоненты трансмиссии обеспечивают высочайший коэффициент использования машины. Гидростатический ходовой привод от начала движения вплоть до максимальной скорости всегда обеспечивает наивысшую мощность тяги и рывка. Модель Litronic оснащена 8-цилиндровым V-образным дизельным двигателем Liebherr D 9408 TI-E мощностью 422 л. с. Силовой агрегат приводит в действие гусеницы при помощи 4-х регулируемых гидронасосов и гидромоторов. При этом Litronic с рабочим весом до 52,5 тонн имеет наибольшую силу тяги и рыхления во всех скоростных диапазонах. Объём отвала у бульдозера 4,1 куб. м. Независимо от того, используется ли техника для глубокого рыхления или для транспортировки материала, всегда применяется оптимальное соотношения приводов. Это сокращает потребление топлива, в результате чего сохраняется окружающая среда и повы-шается срок службы самого бульдозера. И хотя бульдозер, пожалуй, самый консервативный вид спецтехники, так как его внешность практически не меняется с годами — гусеничный трактор, с металлическим отвалом, компания Liebherr решила сделать из него рекордсмена, потому что не забывает о том, что бульдозер был и остается основной производственной единицей в горной про-мышленности, а также техникой, с которой начинается любая строительная площадка. 3. Следующий гигант: Бульдозерно-рыхлительный агрегат Т-800 (Т-75.01).Россия. Промышленный гусеничный трактор с бульдозерным и рыхлительным оборудованием. Самый большой из выпускаемых на континенте тяжелый бульдозер Т-800 рабочей массой 106 т, из которых на оборудование приходится 29,5 т, оснащен 820-сильным двигателем 6ДМ-21Т с газотурбинным наддувом и охладителем надувочного воздуха (интер-кулером). Создание такого гиганта обусловлено увеличивающимися нормами выработки в строительстве и горном деле, где требуются высокопроизводительные, тяжелые машины, а обычные бульдозеры уже не справляются. Т-75.01 предназначен для разработки особо тяжелых мерзлых и скальных грунтов в горно-рудной промышленности (добыча полезных ископаемых открытым способом), для выполнения больших объемов землеройных работ в дорожном строительстве, в других отраслях при различных климатических условиях. Его применение заменяет буро-взрывные работы при проведении вскрышных работ. Трансмиссия гидромеханическая. Коробка передач обеспечивает четыре передачи переднего и две передачи заднего хода. Дисковые фрикционы коробки передач, механизмов поворота и остановочные тормоза работают в масле и не требуют регулировки. Управление поворотом осуществляется двумя рычагами, расположенными на пульте управления движением. Включение тормозов при работающем двигателе производится педалью остановочных тормозов. Предусмотрено аварийное автоматическое торможение при внезапной остановке двигателя. И, наконец, два супер гиганта: 2. Caterpillar D11.США. 850 лошадей-124,3,тонны, Отвал-7.2 1. Komatsu D 575.Япония. Мощность-1150 л.с., Масса-152.6 тонн, Длинной 11.72 м, Высотой 4.88 м, Объём отвала-9.9 Двигатель- Komatsu SA12V170E Обе машины используются в основном для карьерных работ. Но, иногда созидательная функция бульдозера отступает, и он становится оружием разрушения как, например Caterpillar D9(410 л.с.-53,8 тонны); израильская армия сначала просто обвесила этот бульдозер броней[источник?], а сейчас они стали уже дистанционно управляемыми. Дистанционно управляемые бульдозеры Komatsu используются в Японии для про-изводства подводных работ, а 1986 году дистанционно управляемый бульдозер работал в эпицентре взрыва на Чернобыльской АЭС. Как и на многих других в последнее время на рынке бульдозеров появляется всё больше и больше китайских фирм с достаточно технологичными и относительно недорогими моделями машин. Сто́ят бульдозеры десятки и сотни тысяч долларов, а цены на такие модели как Caterpillar D11 и Komatsu D 575 достигают полумиллиона долларов.
Грейдер (англ. grader, от англ. grade — нивелировать, выравнивать) — прицепная или самоходная машина для планировки и профилирования площадей и откосов, разравнивания и перемещения грунта, снега или сыпучих строительных материалов.
Выполнение всех функций грейдера происходит с помощью специального рабочего органа — отвала с ножом, который смонтирован на раме машины. Его можно поднимать, опускать, поворачивать в горизонтальной и вертикальной плоскости.
Самоходные грейдеры носят также название автогрейдеры. Отвал автогрейдера снабжен механическим или гидравлическим управлением, приводимым в действие от двигателя.
Иногда на автогрейдере устанавливается вспомогательный орган — кирковщик, который состит из 7-11 зубьев, предназначенных для разрушения дорожных одежд и покрытий при ремонте дорог.
Грейдеры применяются при строительстве и содержании дорог, аэродромов, в сельском хозяйстве.
Длина ножей грейдеров, выпускаемых в СССР, а впоследствии и в России — 2,5—4,5 м; производительность 45 м3/ч.
Грузовой автомобиль — это автомобиль, предназначенный для перевозки грузов.
Первый в мире грузовой автомобиль с двигателем внутреннего сгорания был построен в 1896 году предприятием Готлиба Даймлера, а первый грузовик с дизельным двигателем был выпущен фирмой Карла Бенца в 1923 году. Грузовые автомобили (грузовики) предназначенные для эксплуатации по дорогам общего пользования (с ограничением по осевой нагрузке) могут быть различной компоновки: кабина над двигателем, капотная или полукапотная, отличаться количеством осей (от двух до пяти и более) и типом двигателя (бензиновый, дизельный, газовый, многотопливный, гибридный), но всегда имеют в основе шасси раму лестничного или хребтового типа предназначенную для установки разнообразных кузовов. Внедорожные грузовики могут быть и с рамой ломающегося типа (т.н. сочленённой). Грузоподъемность одиночных дорожных (многоосных) грузовиков достигает 20-25 т. Базовым типом кузова, традиционно, с конца XIX века, считается бортовая платформа, а все остальные относятся либо к специализированным, т. е. предназначенным для транспортировки каких-либо определённых видов грузов: для штучных и пакетированных грузов — фургоны, для контейнеров — контейнеровозы, для жидких и сыпучих грузов — цистерны, для навалочных грузов — самосвальные кузова и т. д. либо специальным, где автомобильное шасси выступает лишь в роли транспортёра той или иной технологической установки. К таковым относятся, например, автобетоносмесители, пожарные автомобили, автовышки (для осмотра и ремонта ЛЭП, подвесных электросетей городского электротранспорта, мачт освещения и т. п.), автокраны, передвижные телевизионные станции (ПТС) и т. д.
Кран (во всех значениях происходит от нидерл. kraan — журавль):
Подъёмный кран — механизм, конструкция для подъёма и перемещения больших тяжестей, грузов:
Подъёмный кран предназначен для подъёма и перемещения грузов при проведении строительных, монтажных, ремонтных, погрузочно — разгрузочных и других работ. Кран представляет собой грузоподъёмную машину циклического действия.
История создания
Простейшие краны, как и большинство грузоподъёмных машин, до конца 18 в. изготовлялись из деревянных деталей и имели ручной привод. Само название «кран» происходит от нем. Kranich - журавль. К началу 19 в., ответственные, быстро изнашивающиеся детали (оси, колёса, захваты) стали делать металлическими. В 20-х гг. 19 в. появились первые цельнометаллические подъёмные краны, сначала с ручным, а в 30-е гг. — с механическим приводом.
Автокран — передвижной подъемный кран на базе автошасси. Привод механизмов крана — гидравлический от насоса, приводимого в действие двигателем шасси. Гидропривод обеспечивает легкость и простоту управления краном, плавность работы механизмов, широкий диапазон рабочих скоростей, совмещение крановых операций. Стрела автокрана — телескопическая трёхсекционная. Выдвижение секций — гидроцилиндром и полиспастами.
Самосвал - разновидность грузового автомобиля с опрокидывающейся (назад, вбок или вбок и назад) для разгрузки платформой. Механизм опрокидывания (как правило, гидравлический подъемник) приводится в действие от двигателя самосвала.
К наиболее распространённым типам специализированных грузовых автомобилей относятся самосвалы, оснащаемые усиленным металлическим кузовом для перевозки навалочных грузов, разгружаемых методом опрокидывания, для чего предусматривается специальная, как правило, гидравлическая система. По параметрам осевой нагрузки и наружным габаритам самосвалы делятся на дорожные (сельскохозяйственные, строительные и универсальные) и внедорожные (карьерные).
Сельскохозяйственные самосвалы, как правило, оснащают кузовом с трёхсторонней разгрузкой, с бортами с дополнительными надставками, что, например, удобно при перевозке сена и прочих грузов с низкой удельной массой. Строительные самосвалы оснащают кузовами с одно- или двухсторонней разгрузкой, а универсальные, часто краном-манипулятором для самопогрузки. Грузоподъёмность двухосных дорожных самосвалов находится в диапазоне 1,5-12 т, а многоосных — достигает 40-45 т.
Внедорожные карьерные самосвалы — самые большие из существующих типов автомобилей, предназначены для вывоза породы и строительных материалов из мест открытой разработки полезных ископаемых. Их грузоподъёмность может достигать 400 т, а мощность двигателя — 3000 л.с., но более распространены карьерные самосвалы грузоподъёмностью в 20-50 т и 100-200 т. По дорогам общего пользования карьерным гигантам запрещено передвигаться из-за массо-габаритных ограничений и даже к месту работы их доставляют в разобранном виде.
Самосвалы применяются для перевозки навалочных, или сыпучих, или иных грузов, пригодных для такой выгрузки, которая производится посредством их опрокидывания из кузова.
Хотя грузоподъёмность самосвала меньше, чем у аналогичного грузовика с фиксированной грузовой платформой, тем не менее самосвалы выгодны из-за сокращения времени на разгрузку.
Тягач — грузовой автомобиль, предназначеный для работы с прицепами или полуприцепами.
Тягач в сцепе с прицепом (полуприцепом) называется автопоездом. Тягач "Peterbilt" снимался в фильме "Трансформеры" под трансформацию Оптимуса Прайма.
Магистральные автомобили-тягачи предназначены для перевозок грузов в составе автопоездов, т. е. работы вместе с одним или более прицепом и(или) полуприцепом. Для работы с полуприцепами предназначены седельные тягачи оснащённые вместо кузова специальным седельным устройством (седлом), позволяющим быстро сменять прицепной состав. В Европе полная масса автопоездов ограничена 44 т, но в некоторых странах, например, Швеции и Финляндии она увеличена до 60 т. В Австралии) на внутриконтинентальных дорогах встречаются и более тяжёлые автопоезда полной массой до 105 т, т.н. Road Train число прицепов у которых доходит до четырёх-пяти.
Экскаватор (англ. excavator, от лат. excavo - долблю), основной тип землеройных машин, главным образом для разработки мягких горных пород в массиве или скальных в раздробленном состоянии. Различают одноковшовые (механическая лопата, драглайн и др.) и многоковшовые (цепные и роторные) экскаваторы.
12.08.2008